Курсы лекций по русской и восточной литературе
Литература — это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В. Гюго
Бесплатно для участников проекта "Московское долголетие"
Русский романтизм
- Творчество М. Ю. Лермонтова. В лирике Лермонтова рядом с внутренним человеком появляется герой, которого не было ни в предшествующей русской поэзии, ни у современников поэта. «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени».
- Творчество А. С. Пушкина. В творчестве величайшего русского поэта присутствуют все литературные формы проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, сонеты и элегии, оды и послания, мадригалы и эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. «Пиковая дама», «Во глубине сибирских руд», «Евгений Онегин».
- В 19 веке на литературный небосклон взошла еще одна звезда русской поэзии – Ф.И. Тютчев. Автор оставил потомкам чуть больше четырехсот произведений, однако значимость его наследия измеряется не этим. Творчество Тютчева обогатило литературу новшествами, среди которых было возвращение тонкости и красоты поэтическому слогу, создание новых форм выражения, оригинальные оценки насущных вопросов, свежий взгляд на человека, природу и общество.
- Разберем и насладимся великими произведениями великих русских поэтов!
Русский реализм
- И. А. Гончаров русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник. «Обыкновенная история» дебютный роман Ивана Гончарова. Удивительно талантливый, актуальный во все времена, утонченный и глубокий роман имел огромный успех в русском обществе, в итоге остался полузабытым и недооцененным.
- И. С. Тургенев русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, почётный доктор Оксфордского университета, почётный член Московского университета. «Рудин» одна из сильнейших за всю историю отечественной прозы книг о трагедии русского интеллигента, не способного на решительный поступок и буквально губящего и себя, и близких бесконечной, мучительной бездеятельностью
- Ф. М. Достоевский русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук. Как в начале, так и в продолжении своего литературного творчества выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должной оценки современников при жизни писателя. Поговорим о таких произведениях, как «Идиот», «Бедные люди», «Преступление и наказание»
- Л.Н. Толстой один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Обсудим роман-эпопею "Война и мир" и "Анна Каренина".
- А еще будем говорить о реализме А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, М. Горькова.
Русский символизм, акмеизм и футуризм
В истории России Серебряный век сыграл важную роль. В это время менялась система ценностей, забывались старые моральные устои, перестраивался быт. Параллельно с изменениями в жизни стремительно развивались разные направления в искусстве. Истоки рождения СИМВОЛИЗМА — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.
Будем говорить о русском символизме: поэтике и философии. Глубже познакомимся с поэзией В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, З. Гиппиус, А. Белого, Вяч. Иванова. Узнаем много интересного о жизни и поэзии А. Блока, творчестве И. Бунина и А.Куприна.
АКМЕИЗМ — литературное направление, возникшее в начале XX века в России. Его представители провозглашали предметность образов и тематики, материальность, точность слов. Течение считается культом конкретности, искусством взвешенных и вымеренных мыслей. Писатели, основавшие стиль: Гумилев, Городецкий. Современники русской поэзии видели истоки акмеизма в псевдониме Анны Ахматовой «akmatus». Будем говорить о поэзии О. Мандельштама, Н. Гумилева, А. Ахматовой.
Обязательно остановимся на поэзии и жизни М. Цветаевой.
Обсудим русский ФУТУРИЗМ в поэзии Маяковского. Название футуризма происходит от английского «future» — будущее. Это художественное течение зародилось в 1910—1920 годах и было наиболее развито в Италии и России. Произведения этого направления похожи не столько содержанием, сколько формой, которую и выставляют на первый план. Течение повлияло на литературу, живопись, архитектуру.
Поговорим о русской сатире начала 20 в. в лице «Короля смеха» А. Аверченко.
Источник: https://nauka.club/literatura/akmeizm.html
Обязательно остановимся на поэзии и жизни М. Цветаевой.
Обсудим русский ФУТУРИЗМ в поэзии Маяковского. Название футуризма происходит от английского «future» — будущее. Это художественное течение зародилось в 1910—1920 годах и было наиболее развито в Италии и России. Произведения этого направления похожи не столько содержанием, сколько формой, которую и выставляют на первый план. Течение повлияло на литературу, живопись, архитектуру.
Поговорим о русской сатире начала 20 в. в лице «Короля смеха» А. Аверченко.
Источник: https://nauka.club/literatura/akmeizm.html
Литература русской эмиграции
После революции 1917 года Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Из числа известных писателей эмигрировали: Ив.Бунин, Ив.Шмелев, А.Аверченко, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, Б.Зайцев, А.Куприн, А.Ремизов, И.Северянин, А.Толстой, Тэффи, И.Шмелев, Саша Черный.
Мы обсудим с вами творчество В. Набокова, А. Платонова, М. Булгакова и его роман "Мастер и Маргарита", Б. Пастернака и его роман "Доктор Живаго", поэзию В. Ходасевича, Г.Иванова, Г. Адамовича.
Мы обсудим с вами творчество В. Набокова, А. Платонова, М. Булгакова и его роман "Мастер и Маргарита", Б. Пастернака и его роман "Доктор Живаго", поэзию В. Ходасевича, Г.Иванова, Г. Адамовича.
Злыгостева Наталья Ильинична
Эксперт в сфере обществоведения, кандидат философских наук, доцент, член Вятского интеллектуального клуба.
Один из организаторов ежегодных Лихановских чтений и Кирилло-Мефодиевских чтений в г. Кирове. Сфера научных интересов: вопросы духовно-нравственного развития личности в русской литературе и философии XIX-XX вв.
Автор более 30 научных и учебно-методических работ.
Награждена Почетной грамотой Департамента образования Кировской области (2008 г.).
Один из организаторов ежегодных Лихановских чтений и Кирилло-Мефодиевских чтений в г. Кирове. Сфера научных интересов: вопросы духовно-нравственного развития личности в русской литературе и философии XIX-XX вв.
Автор более 30 научных и учебно-методических работ.
Награждена Почетной грамотой Департамента образования Кировской области (2008 г.).
Темы авторского курса
- Учительное слово русской литературы.
- "Сейте разумное, доброе, вечное" (Тема учительства в русской литературе)
- Тема Родины в литературе
- О "власти земли" в русской литературе
- Русская душа любит праздник
- Тема духовной встречи в литературе
- Почему нужна России сильная власть? (Проблема в контексте литературы)
- "Жизни пристрастный свидетель" (О некоторых чертах и особенностях русской публицистики)
- "Всё, что нам гибелью грозит..." (тема массовых эпидемий в художественной литературе. Нравственный аспект)
- "Перед памятью время бессильно" (духовно-нравственные мотивы в литературе о Великой Отечественной войне)
Японская литература раннеисторического периода Кофун, первый подпериод эпохи Ямато IV–VI вв.
Период Кофун в истории страны Ямато известен развитием дописьменной культуры. Несмотря на отсутствие столь важного культурного инструмента как письменность, в этот период времени происходит формирование фольклорной традиции страны. Вы познакомитесь с различными жанрами, к числу которых относятся мифы, легенды, сказания храмов и святилищ, хроники и локальная топонимика. Помимо этого, вы узнаете о бытности великих правителей на примере 15-й правительницы Японии – императрицы Дзингу, покорившей Силлу в ходе Корейского похода 346 года.
Японская классическая дофеодальная и раннефеодальная литература IX–XII вв., Хэйанский период
Хэйанский период – период социальной раздробленности. В этот временной отрезок происходит формирование «аристократической культуры», отличительными особенностями которой является сознательная анонимизация, замкнутость и самовоспроизводимость. Несмотря на закрытость элитарной группы творцов и последующей культурной стагнации, ряд исключительных мастеров слова смогли преодолеть социокультурные барьеры, выведя своё искусство на новый уровень. К числу наиболее значимых работ данного периода относятся: сборник дневниковых записей «Записки у изголовья», написанный придворной дамой Сэй-Сёнагон, роман-моногатари Мурасаки Сикибу «Повесть о Гэндзи». Помимо этого, слушатели лекции смогут познакомиться с формирующейся в означенный период времени старания бродячих монахов общенациональной культурой, обнаружив её различия с «аристократической»
Японская литература эпохи Муромати XIV–XVI вв.
Период Муромати, унаследовав бремя междоусобных распрей от «предшественника», характеризуется временем феодальной раздробленности. Военизированные силы крупных феодалов, заручаясь поддержкой своих вассалов, предпринимали попытки занять верховное место в государственной иерархии преимущественно насильственными методами. Несмотря на сложившуюся в стране непростую ситуацию, на это неспокойное время приходится процесс формирования одного из известнейшего в современном мире видов драматического театра – Но. Вместе с этим, учитывая общий интерес к зрелищности действий на театральных площадках, начинал набирать популярность неразрывно связанный с театром драматический жанр ёкёку. Тематика литературных произведений данного жанра была наиболее подвержена влиянию стремительно изменяющихся сред в регионе, что позволяет говорить о реакционном характере произведений. На примере ряда драм ёкёку вы сможете проследить за тематическим развитием и положение жанра и самой театральной формы
Японская литература нового времени периода Мэйдзи, вторая половина XVIII.
С наступлением периода Мэйдзи в Японской культуре начинаются значительные преобразования. «Открыв» страну для остального мира, японцы пустили в свой дом ветер свободы, который прежде, из-за политики изолированности, напоминал легкий сквозняк. В этот период, период «реставрации», европейские идеи, заключенные в теле художественных произведений, получают распространение заслугами ряда японских переводчиков. Помимо этого, под влиянием «варварской» культуры сформировывались литературные группы, участники которых одинаково успешно отражали в своих работах веяния времени, не забывая при этом отдавать дань уважения традиционной культуре. Наиболее значимым литературным объединением этого времени, члены которого были связаны общим устремлением создать «чистую» от политики литературу, является «Кэнъюся» («Общество друзей тушечницы»). Одними из ярчайших представителей «общества» по праву считаются писатели Одзаки Коё и Кода Рохан. На примере их работ слушатели лекции смогут проследить за лаконичным слиянием черт эдоской литературы и современных повествовательных жанров и форм - мастерским сочетанием традиций и новаторства
Японская литература периода Асука, второй подпериод эпохи Ямато VII–VIII вв., и периода Нара
На периоды Асука и Нара приходятся этапы формирования и закрепления национальной культурой традиции, протекающие под влиянием китайской и корейской культур, нашедших наибольшее отражение в сфере прикладного искусства. В VII-VII вв. происходит составление наиболее значимых для традиционной культуры Японии письменных памятников: «Кодзики», «Нихонсёки», начало антологии национальной поэзии «Манъёсю». На примере данных сборников, тексты которых имеют песенную форму, вы сможете проследить последовательное формирование поэтической традиции в Японии, эволюцию самобытной, но хаотичной песни в законченный стихотворный вид, обладающий собственной четкой мерностью и ритмичностью
Японская средневековая литература эпохи Камакура XII–XIV вв.
На период Камакура приходится смена правящей династии и последующие междоусобные распри, вспыхивающие между представителями знатных родов, стремящиеся захватить власть в разрываемой войной стране. В результате прихода к власти военного сословия во главе с Минамото Ёритомо и последующей смены политических и социальных ориентиров, доминирующим литературным жанром, отвечающим запросам времени, способствующим преодолению пост-хэйанского застоя, связанного с социальной дистанцированностью разных слоев населения, становится гунки - военные эпопеи. К числу наиболее значимых произведений данного жанра относятся Сёмонки («Записи о Масакадо»), Тайхэйки («Повесть о Великом мире») и Хогэн-моногатари («Сказание о годах Хогэн»). С некоторыми из них вы познакомитесь, проследив на их примере за развитием геополитической ситуации в стране
Японская литература раннего нового времени XVII — первой половины XVIII вв., период Эдо
Эдоский период в истории Японии именуется европейскими специалистами как «эпоха ренессанса» и характеризуется, в первую очередь, объединением страны и подъемом национальной «городской культуры», происходящем на широком фоне процессов социо-экономических преобразований. Этот период подарил стране обилие талантливых и плодовитых писателей. Такой небывалый до этого момента культурный подъем был обусловлен снятием табуирования с литературы как вида искусства, которым занимались лишь представители знати и духовенства. Теперь пробовать себя на литературном поприще мог каждый желающий: от деклассированных самураев, оставшихся после объединения страны и прекращения междоусобных баталий не у дел, до простых горожан, благодаря чему расширился тематический и сюжетно-смысловой спектр художественных произведений. С некоторыми из произведениями знаменитых мастеров слова вы сможете познакомиться
Японская литература первой четверти XX в.
Начало двадцатого века характеризуется в истории Японии как период наиболее значимых социальных и культурных потрясений. Несмотря на победу в русско-японской войне, «столкнувшиеся» с культурой страны-противницы японцы, по мнению их земляков-культурологов, «безоговорочно капитулировали перед её величием». Однако, помимо точечного влияние государств, общеевропейская культура, распространившаяся по Японии еще с началом процесса «реставрации», обзавелась завидными плодами. Группа японских писателей, организовавших, под воздействием творчества Л.Н. Толстого, группу «Сиракаба» («Белая береза»), занималась, помимо активной писательской деятельности, популяризацией европейского искусства, в том числе и изобразительного. Несмотря на различия во мнениях именитых критиков, среди которых отметились новеллист Нацумэ Сосэки и переводчик Тёко Иуката, хваливших или, напротив, бранивших юных просветителей за самонадеянность, это литературное объединение внесло неоценимый вклад в формирование современной культуры Японии. На примере ряда выдающихся представителей этого писательского объединения и их работ вы познакомитесь с гуманистическими идеями, противостоящими зарождающемуся в стране духу милитаризма
Автор курса
Простоквашин Николай Викторович
магистр педагогических наук, специализирующийся на культуре регионов Восточной Азии и США, младший научный сотрудник учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров МПГУ.
Япония – удивительная и во многом неповторимая страна, обладающая богатой историей и не менее богатой культурой. В лице литературы как одного из культурных элементов любой неравнодушный читатель сможет найти притягательные для него черты, способные увлечь в длительное путешествие и познакомить с такими непохожими на нас с вами, но кажущимися столь знакомыми людьми – выдающимися авторами, открывающими миру, лежащему за грядой окруживших их родину вод, новые грани человеческой мысли.
Курсы лекций по русской и восточной литературе
Для записи в группу необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Подача заявки на данном сайте не является записью в группу, а только изъявлением желания присоединиться к курсу.
8(495)669-39-91
Заявка на приглашение